СТАТЬИ

Страхи, Фобии, Тревоги
Брайан М. Алман, Питер Т. Ламбру "Самогипноз". Отрывок из книги


Как от них избавиться?
Можно с уверенностью сказать, что чувство страха знакомо большинству нормальных, здоровых людей. У одних это чувство вызывают змеи, у других пауки или морские угри, а то и просто ночные летающие насекомые, неожиданно натыкающиеся на вас. Естественное чувство самосохранения заставляет нас бояться высоты, ядовитых змей, пожаров. Нет никакой необходимости преодолевать этот страх, если вы не монтажник-высотник,  герпентолог или пожарный. Но если чувство страха мешает вашей повседневной жизни, тогда стоит этим заняться с медицинской точки зрения. Разница между страхом и фобией заключается в интенсивности эмоции. Фобия заставляет вас менять весь свой жизненный уклад, чтобы уйти от вызывающего страх предмета или обстоятельства. Аэрофобия это не только боязнь полета, это такое состояние, когда человека начинает колотить при одном виде самолета, его охватывает ужас, когда он сидит в еще не взлетевшем самолете и начинает страдать от одной мысли, что ему предстоит воздушный перелет. Страх осложняет жизнь в гораздо меньшей степени, не подчиняя ее себе полностью. Например, вы побаиваетесь пчел. Явление весьма распространенное и вряд ли есть смысл с ним бороться. Да и часто ли вы встречаетесь с пчелами? Кроме того, есть веские основания, чтобы по возможности уклониться от такой встречи. Но если боязнь встретить пчелу настолько велика, что вы отказываетесь от прогулок в парке или вообще на природе, это сигнал о том, что страх перерос в фобию. Встречаются весьма редкие и необычные фобии, например, боязнь улиток. У посторонних такие вещи вызывают лишь улыбку, чего не скажешь о самих страдальцах.
Тревога и приступы паники
Сильная тревога может не оставлять человека в течение нескольких часов, дней и даже дольше. Иногда это состояние переходит в панический страх, который длится лишь несколько минут и быстро проходит, поэтому такие состояния и называются приступами паники. Возникновение и характер таких приступов подробно исследовали авторы книги "Свобода от страхов" (Сигрейв и Ковингтон, 1987), в прошлом сами страдавшие агорафобией.
Панические приступы характеризуются рядом признаков:
- невозможность вдохнуть полной грудью или помутнение сознания;
- головокружение, полуобморок или обморок;
- бешеное сердцебиение;
- дрожь всего тела;
- сильное потоотделение;
- удушье;
- рвота или расстройство желудка;
- онемение или покалывание в теле;
- бросает то в жар, то в холод;
- ирреальность происходящего, тело словно не ваше;
- боль или давящее чувство в груди;
- ощущение, что вы вот-вот умрете или умираете;
- кажется, что вы сходите с ума.
Достаточно четырех из этих признаков, чтобы определить состояние как паническое. Необходимо, конечно, проконсультироваться у терапевта, чтобы исключить всякие физические неполадки. Существует и другая, более общая форма тревожного состояния, менее ограниченная во времени. Помимо многих из признаков паники, для этого состояния характерно следующее:
- взвинченность, человек на грани срыва;
- легко пугается;
- не может сосредоточиться или вообще "отключается";
- плохой сон, бессонница;
- раздражительность;
- беспокойство;
- напряжение и боль в мышцах;
- быстрая утомляемость.
Фобии
Агорафобия является наиболее распространенным примером навязчивых состояний. Этой угнетающей и изматывающей болезнью страдают сотни тысяч американцев, и дело здесь гораздо серьезнее, чем кажется. В наиболее острой форме болезнь проявляется в том, что люди боятся выходить из дома, боятся пространства. Правда, таких не более пяти процентов. Большинство работают, учатся и внешне ведут себя вполне разумно. Однако временами они могут впадать в паническое состояние в зависимости от определенной ситуации или места. Боясь в такие моменты оказаться в неловком или даже унизительном положении, они предпочитают реже выходить из дома. Среди других довольно распространенных фобий можно также назвать боязнь высоты, замкнутого пространства воздушных перелетов, определенных животных или насекомых, публичных выступлений (боязнь сцены) и темноты.
Умение владеть собой с помощью самогипноза
С научной точки зрения тревожные состояния это реакция предрасположенных к беспокойству людей на окружающий мир. Как правило, это тонко чувствующие личности с развитым интеллектом. Часто их тревоги связаны с семейным прошлым, с наследственностью. Прежде чем переходить к своим тревогам и фобиям, научитесь управлять физическими функциями своего организма. Необходимо выработать у себя способность расслабляться физически (управлять сердцебиением, дыханием, мышечным напряжением, осязанием и другими внутренними процессами). На следующем этапе мысленно представьте, как вы делаете что-то не связанное с вашим страхом гуляете - в парке, принимаете теплую, успокаивающую ванну или готовите вкусное блюдо. Годится любое дело, не вызывающее у вас нервного напряжения. Следует в каждой ситуации в первую очередь видеть положительные стороны. Таким образом, вы закладываете в своем воображении фундамент для дальнейшей работы под самогипнозом. Допустим, вы представляете, что готовите любимое блюдо, жарите, запекаете или готовите его на пару. Вы чувствуете аппетитный аромат исходного продукта, запах и побулькивание соуса, затем нежный вкус каждого отправляемого в рот кусочка. Вот на зубах похрустывает румяная корочка или, наоборот, кусочек прямо тает во рту. Неужели у вас не разыгрался аппетит? Припомните, как вы обедали с дорогим вам человеком, как вам было с ним тепло и уютно, какое умиротворение вы испытывали. Подобное образное творчество помогает вам управлять своими ощущениями, воспоминаниями и чувствами. Вы мысленно воссоздаете только положительные стороны этого воспоминания, следовательно, вы можете научиться управлять не только своими физическими функциями. Автор многих книг, известный терапевт Альберт Эллис (1986) разработал методику, напоминающую прямую индукцию. Эллис сочетает гипноз и рационально-эмоциональную терапию. Во время гипноза человек должен активно общаться с собой, как любящий наставник или родитель.
"Тревоги не доведут меня до могилы. В жизни много огорчений, и я выдержу их все. Не обязательно избавляться от всего неприятного, чтобы чувствовать себя уверенно. Впредь я сумею сдерживать свои эмоции. Я не хочу из-за всего чрезмерно тревожиться, ведь для этого нет достаточных оснований. Постараюсь держаться спокойнее даже в сложных ситуациях. Я владею собой."
Эти внушения можно связать с определенными постгипнотичекими сигналами. Например: "Я владею собой и могу расслабиться, сосредоточившись на дыхании. Я сознательно замедляю дыхание. Я помню, что могу справиться с чувством тревоги. Ведь со мной такое бывало и раньше. Все будет хорошо, я закрываю на мгновение глаза и представляю мирную обстановку. Теперь, как только я почувствую приближение тревоги, я стану дышать глубже. Я словно включаю и выключаю свет или медленно убавляю его и прибавляю с помощью реле... Я регулирую свое состояние...из глубин подсознания... изнутри... Я уверенно иду к цели".
От негативного диалога к позитивному самогипнозу
Если вам нет покоя от постоянной тревоги, страха и приступов паники, похоже, вы ведете с собой постоянный негативный диалог. Венди страдала от периодических приступов паники, связанных с агорафобией. Вот ее рассказ: "Я убеждала себя, что если пойду в кино или театр, или в большой универсам, меня охватит паника и тогда я просто сгорю со стыда. Я без конца повторяла себе: "А что если случится это... а что, если то...". Я не находила себе места от одних только мыслей об этих "если". "Я заметила, что этот постоянный негативный диалог не дает мне отвлечься и заняться чем-то более интересным. В течение многих лет я так усердно обсуждала с собой свои страхи, что почти отучила себя выходить из дома." Начав заниматься самогипнозом, Венди научилась останавливать себя, как только начинался новый самозапугивающий диалог, и вместо этого переходила к позитивным внушениям: "Если в кино у меня начнется панический приступ, я с ним справлюсь. Со мной ведь уже так было, и я знаю, что приступ длится очень недолго, от силы четыре-пять минут. Я начну дышать медленно и размеренно, неприятные ощущения постепенно пройдут, и я буду снова с удовольствием смотреть фильм". Со временем Венди изучила все свои негативные доводы и записала их в тетрадку, а затем для каждого придумала убедительный контраргумент, а то и два. Вот эти положительные внушения  она и повторяла во время сеансов. Одновременно Венди представляла какую-нибудь из критических ситуаций и регулировала дыхание, используя негативные доводы как сигнал, напоминающий о том положительном, что она себе внушала. Вскоре она все реже стала вспоминать свои сомнения. Они изредка вспыхивали в ее сознании, как последние язычки пламени уже почти потушенного пожара.
Преодоление страхов
Итак, вы научились управлять своим физическим телом и образным мышлением. Теперь можно приниматься за свои страхи. Одним махом с ними не управиться. Надо действовать поэтапно. Чем дольше длится ваше тревожное состояние, тем больше времени потребуется, чтобы его преодолеть. О целительной силе самогипноза свидетельствует рассказ Бетти тридцативосьмилетней женщины, страдавшей от агорафобии в течение ряда лет. Она почти не выходила из дома, и если возникала крайняя необходимость выйти, ее сопровождали дети или муж. Бетти превратилась в беспомощного младенца. Она прошла двухгодичный курс психотерапевтического лечения в местной клинике для нервнобольных. Лечение включало коррекцию поведенческой модели. Бетти почувствовала себя немного увереннее, изредка стала выходить из дома, но полностью вырваться из тисков агорафобии ей не удалось, особенно она опасалась приступа паники в общественном месте. С помощью самогипноза Бетти научилась в какой-то мере держать себя в руках, внушая себе необходимость расслабиться. Начала она свои занятия в самом любимом месте в спальне. Через несколько дней ей удалось войти в транс на кухне. Всего труднее было заниматься в гостиной, так как там иногда появлялись чужие люди друзья детей, торговые агенты и прочие посыльные. После недели ежедневных занятий в гостиной Бетти уже могла легко расслаблять и входить в транс. Наконец, она перебралась в задний дворик, поначалу было очень трудно. Постепенно Бетти освоилась со всеми помещениями дома и завершила первую стадию работы над собой достигла определенной степени уверенности и спокойствия. На это ушло около месяца ежедневных занятий. Затем она поставила перед собой цель мысленно навестить соседку. Бетти проследила буквально каждое свое движение от момента, когда она открыла дверь своего дома и до порога соседней двери. До этого она только однажды осмелилась зайти к своей соседке. В трансе она неоднократно повторяла этот визит и другие выходы в город: вот она доходит до конца квартала, а то едет на машине до парка или по магазинам. Бетти научилась настраивать свое воображение на успешное завершение своих мысленных прогулок и всегда завершала сеанс благодарностью своему подсознанию и доверием своему внутреннему "Я". Те, кому не приходилось испытать свойственного агорафобии чувства безмерного страха, вряд ли поймут, что испытала Бетти, осуществив свой первый самостоятельный выход из дома. Это была победа, огромное достижение, для которого понадобилось три месяца занятий самогипнозом. Она села в свою машину, отправилась в торговый центр и с покупками вернулась домой. Не прекращая занятий, через год Бетти уже вела относительно нормальный образ жизни. Все это время она ежедневно записывала свои ощущения, как положительные, так и отрицательные. Выплескивая эмоции на бумагу, она словно очищала от них ум и тело. Такое осознание записей было подкреплено соответствующим внушением во время сеанса самогипноза.
Боязнь воздушного транспорта
Боязнь авиаперелетов также весьма распространенная фобия. Вполне понятно, что иногда, в связи с особыми погодными условиями; летать не рекомендуется. Этого правила придерживаются и сами летные службы. Как свидетельствует статистика, воздушные перелеты даже безопаснее, чем передвижение на автомобиле. К сожалению, тысячи людей отказываются от воздушного транспорта из-за непреодолимого страха. Такое чувство терзало и Джорджа, сорокадвухлетнего бизнесмена, хотя по роду работы ему приходилось прибегать к воздушному транспорту. Как правило, это были длительные перелеты, по четыре, пять и даже шесть часов. Чего он только ни испробовал: транквилизаторы, спиртное, снотворное, биологическую обратную связь, нарастающую релаксацию всевозможные места и позы в самолете. Безрезультатно. Расслаблялся он довольно легко, этому он сразу научился. Главное было не удариться в панику, когда закроют вход и заработают моторы. Джордж уже умел управлять своим физическим телом и его функциями. Он начал овладевать техникой самогипноза и выработкой постгипнотических сигналов для расслабления во время приступа паники. Сжимая и разжимая кулак, Джордж как бы концентрировал в одной части тела всю энергию, а затем высвобождал ее. Потирая затылок, он давал себе другой сигнал: будь готов и не паникуй. Определенные теплые цвета и звуки служили ему еще одним сигналом: надо размеренно и глубоко дышать и сбросить накопившееся напряжение. Все эти сигналы помогали ему в любой момент добиваться такого же полного расслабления и снятия стресса, как во время транса. Поскольку во время перелетов Джорджу приходилось преодолевать несколько временных поясов, он использовал метод искажения времени. Во время транса он мысленно представлял перед собой циферблаты и стрелки множества часов старинных и современных, больших и маленьких. Ускоряя и замедляя движение часовой и минутной стрелок, он научился управлять своим восприятием времени. Результаты поразили его. Он заметил, что для него время так же искажается, когда он спит, погружен в свои мысли или занят каким-либо делом. Закрыв глаза, Джордж представлял, как полчаса пролета пролетает за десять минут. Пристально следя за медленным движением стрелок, он научился спрессовывать несколько часов в один. Время на земле представлялось ему словно жителю другой планеты час как одно мгновение, а день как час.
Репетиция полета
Джордж понимал, что полет на самолете - это гораздо больше, чем чистое время перелета. Надо было добраться до аэропорта на такси, автобусе или метро. Репетиция начиналась еще дома, когда он мысленно укладывал чемодан. Это тоже было сигналом взять с собой спокойствие и уравновешенность, которые ассоциировались с зубной щеткой и двумя любимыми рубашками. Далее Джордж попытался разобраться, что же конкретно мешает ему летать. Для этого понадобилось несколько сеансов самогипноза. Причина его страхов проявилась не сразу. Наконец, Джордж понял, что ему страшно терять контроль над ситуацией. В полете его судьба находилась в чужих руках. Но он понял и то, что, путешествуя поездом, автобусом или такси, он тоже вверял себя кому-то еще. Это помогло ему до известной степени смириться с потерей контроля в полете и воспринимать воздушный транспорт как не столь уж опасный вид передвижения. Ведь его окружает масса не зависящих от него факторов биржа, уровень дивидендов, покупательский спрос и многие другие категории бизнеса, однако дела его обстоят вполне благополучно. После еще одной недели занятий Джордж успокоился и решился на пробный полет. Перелет был близкий, около 100 миль в один конец и обратно. Сев в свое кресло, Джордж открыл книгу (еще один сигнал к релаксации), закрыл на мгновение глаза и представил перед собой циферблат с медленно движущимися стрелками. Когда самолет приземлился, он понял, что провел в полете двадцать минут без всякого страха и напряжения. Через несколько месяцев Джордж спокойно пересекал Штаты от побережья, до побережья. Самолет теперь стал для него еще одним средством передвижения.

СТАТЬИ



Hosted by uCoz